Специалист, закончивший психологический факультет ВУЗа любой специальности: социальный психолог, психолог-педагог и др.
Без дополнительного (профильного) образования не имеет права заниматься психотерапией.
Клинический (медицинский) психолог
Специалист, закончивший психологический факультет ВУЗа по специальности «клинический психолог». По программе часть обучения специалиста должна проходить в медицинских учреждениях. Имеет право заниматься психокоррекцией и диагностическим консультированием в медицинском учреждении (т.е. работать в паре с врачом психиатром/психотерапевтом).
Не имеет права заниматься фармакологическим лечением, а также работать с «серьёзной»* патологией в психиатрии: тяжёлые эндогенные депрессии, расстройства шизофренического спектра, эпилепсия и пр.
Специалист, закончивший медицинский факультет ВУЗа или медицинский институт/академию по общей специальности (6 лет) + прошедший обязательную интернатуру (1 год) или ординатуру (2 года) по психиатрии.
Имеет право заниматься фармакологическим лечением психических расстройств любого ряда: заболевания «большой » психиатрии (эпилепсия, шизофрения, аффективные расстройства) и «малой» (пограничной) психиатрии: эндогенные или реактивные неврозы, фобии, психосоматические заболевания и др.
Не имеет формального права заниматься «чистой» психотерапией (т.е. без медикаментозной поддержки) без дополнительного образования (см. ниже).
Специалист, закончивший медицинский факультет ВУЗа или медицинский институт/академию по общей специальности (6 лет) + прошедший обязательную интернатуру (1 год) или ординатуру (2 года) по психиатрии + прошедший курс повышения квалификации по специальности «психотерапия» (несколько месяцев) или ординатуру по специальности «психотерапия» (2 года). Самый долгий путь обучения специалиста в области психического здоровья.
Имеет право заниматься фармакологическим лечением психических расстройств любого ряда (см. выше у психиатра) + заниматься «чистой» психотерапией любых психических расстройств и состояний.
Другими словами, врач-психотерапевт имеет право заниматься всем, что может и умеет врач-психиатр + клинический психолог.
Официально таких специалистов не существует. На данный момент в России нет ВУЗов, которые выпускают специалистов с таким «именем». Скорее всего, за такой ширмой «прячется» психолог (клинический?) с целью выделиться на фоне коллег-психологов. Стоит расценивать это больше как маркетинговый ход, не более того. Также за этим названием может «скрываться» врач-психотерапевт, не афиширующий собственное медицинское образование, что бывает достаточно редко.
Психоанализ — одно из направлений в психотерапии. «Психоаналитик» — специалист, владеющий одним из методов психотерапии. Самый запутанный случай. Возможны несколько вариантов:
1) Специалист, закончивший институт психоанализа.
— cамый редкий вариант, учитывая «штучное» количество подобных институтов в России: ВЕИП (Санкт-Петербург) и Московский институт психоанализа.
Такие специалисты имеют психологическое образование и имеют право заниматься психотерапией. Не имеют права заниматься фармакологическим лечением.
2) Психолог/клинический психолог, прошедший дополнительное обучение в рамках психоанализа. Чем могут заниматься — см. выше в соответствующих разделах.
3) Врач-психотерапевт, считающий своим основным методом работы психоанализ.
Достаточно редкий вариант, т.к. в ходе дополнительного образования такие специалисты получают представления о всех современных методах психотерапии, поэтому такой специалист может назвать себя представителем любого другого вида терапии (гештальт-терапевт, когнитивно-поведенческий психотерапевт и пр.), что бывает крайне редко. Обычно на первом месте «врач-психотерапевт», а дальше — уточнение метода, в котором работает данный специалист.
Чем может заниматься — см. выше в разделе врач-психотерапевт.
Пример: арт-терапевт, гештальт-терапевт, телесно-ориентированный психотерапевт и т.д.
Вариант, сходный с психоаналитиком. Практически любой специалист: психолог/клинический психолог/врач-психотерапевт (реже), который в своём «имени» отображает ведущий психотерапевтический метод.
Написать комментарий